irene221b: (Default)
[personal profile] irene221b
Вызывает интерес вот такой еще разрез:

Вспомнила историю, как мы вселились в недостроенный дом на 54 квартиры. Нормального подключения к электричеству еще не было, подрядчик протянул какой-то левый кабель, и предупредил: на лампочки вам хватит, на обогреватели - нет. Все отрубится, и будете сидеть вообще без электричества до следующего рабочего дня. Все жильцы друг другу поклялись, что будут включать исключительно лампочки.
Дальше идет пример классических рассуждений участников этого контракта: если другие его будут соблюдать, то я смогу безнаказанно включить обогреватель. Немедленно включаем! Если другие его не будут соблюдать, то все равно пробки сейчас вышибет. Включаем еще быстрее.
Т.е. частная функция пользы "не оказаться фраером" начисто отшибает все мысли об общей функции "но мы могли хотя бы сидеть при свете".

Если я правильно помню учебник экономики, то это срабатывает во всех случаях контрактов, где участников много, а возможностей проверки соблюдения нет.

"они не эту функцию оптимизируют", золотые слова.

Но каким-то образом в разных обществах устанавливается разное равновесие между частной и общественной функцией пользы.

Пример: цветочки на общественных клумбах. "Плохоe" равновесие (если я не выкопаю, то все равно сосед выкопает для своей дачи) устанавливается не везде. Каким-то образом во многих местностях держится "хорошее" равновесие (мы будем все любоваться этими клумбами).

Еще пример: перестроиться в другой ряд, когда машины идут сплошным потоком; или выехать из маленького переулка. В Англии установилось хорошее равновесие (я даю людям это делать, потому что знаю, что когда мне завтра понадобится, мне тоже спокойно дадут); в Израиле - плохое (мне никто никогда не уступает, так что же я буду фраером?).

В этой модели я понимаю две вещи: как удерживается хорошее равновесие, хоть оно и не устойчивое, и как от хорошего перейти к плохому.
Не понимаю, хоть убей, как перейти от устойчивого плохого равновесия к хорошему. И следовательно, не понимаю, откуда вообще берутся состояния хорошего.

P.S. Прошу прощения у израильских водителей, если нравы за годы моего отсутствия смягчились. :-)
P.P.S. Мне как-то не верится, что эти различия объясняются на уровне "французы - жадины" или "немцы - аккуратисты".

Date: 2008-01-28 05:07 pm (UTC)
ext_615659: (Default)
From: [identity profile] akuklev.livejournal.com
Да, какое-то время назад с [livejournal.com profile] certusом как раз обсуждали этот вопрос и к результату не пришли.

PS: Кстати. «Устойчивый эквилибриум» дико режет физическое ухо. Всё-таки, устойчивое равновесие. :-)

Date: 2008-01-28 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] irene221b.livejournal.com
Done. :-)

Эквилибриум, -

Date: 2008-01-28 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] igorm.livejournal.com
слово какое красивое. А еще есть такие?

Re: Эквилибриум, -

Date: 2008-01-28 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] irene221b.livejournal.com
Нет. Все остальные красивые слова - только в твоих постах на банковские темы. :-)

Ну вот

Date: 2008-01-28 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] igorm.livejournal.com
я тут можно сказать профессиональным просвещением занимаюсь, а мне даже красивым словом не разрешают полюбоваться.

Date: 2008-01-28 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] tacente.livejournal.com
Как-то происходит. Иногда при помощи внешних карательных мер (на Украине водители стали реально останавливаться перед зеброй из-за угрозы гигантских штрафов); иногда от каких-то социальных подвижек. В Москве, например, при общем ухудшении дел с дорожным движением, взаимная вежливость водителей явно повысилась.

Date: 2008-01-28 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] rkatsyv.livejournal.com
Меня тоже всегда это интересовало. Я думаю, что единственный возможный и реально работающий способ: индивидуальная вера в соответсвующую абстракцию. Не удержусь и процитирую любимого Пратчетта:

“Tooth Fairies? Hogfathers? Little—”
YES. AS PRACTICE. YOU HAVE TO START OUT LEARNING TO BELIEVE THE LITTLE LIES.
“So we can believe the big ones?”
YES. JUSTICE. MERCY. DUTY. THAT SORT OF THING.

Date: 2008-01-28 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] inka-kakadu.livejournal.com
по моим наблюдениям, чем менталитет индивидуалистичнее (не могу найти хорошего слова), т.е. чем он менее общественный - тем легче устанавливается хорошее равновесие. Парадокс, казалось бы. Но - когда люди обращаются прежде всего к закону внутри себя, а не к "что скажет (сделает) сосед?" - описанные вами закономерности скатывания в плохое равновесие - почти не работают.

Date: 2008-01-28 07:59 pm (UTC)

Date: 2008-01-28 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] eta-ta.livejournal.com
There is a hilarious post on similar topic, here: http://rachellucas.com/?p=503. Read the comments, for various suggestions "why" [people are such assh0les - not ALL people - not ALL Europeans - not always, etc]
Whoile series (7 posts total), actually, are quite entertaining.

Date: 2008-01-28 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] piramidon.livejournal.com
Наверное, сверху. И за несколько поколений.

Date: 2008-01-28 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] rkatsyv.livejournal.com
Сверху (к счастью) невозможно контролировать все аспекты поведения отдельных граждан. К каждой клумбе не приставишь охранника.

Date: 2008-01-28 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] piramidon.livejournal.com
Бесспорно.

Но для того, что я имею в виду, достаточно соблюдения существующих законов (касающихся, например, частной и государственной собственности). Я думаю, что ты против этого возражать не будешь 8-)

Date: 2008-01-28 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] rkatsyv.livejournal.com
Так в том то и дело, что во многих случаях речь идет о вещах unenforceable. А в некоторых случаях и вовсе государственному prosecution не подлежащих. Вот используя пример из поста: в Израиле не дадут влиться в плотный поток машин пока сам нагло не полезешь. Я поездил в ноябре по Иерусалиму, ТА и нескольким хайвеям и могу лично засвидетельствовать :) Такое непропускание совершенно законно. Так как же с этим бороться "сверху"?

Date: 2008-01-28 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] piramidon.livejournal.com
Я не знаю. Я только говорю, что совесть Может быть, есть хороший способ, до которого я за пять минут не могу додуматься. А может и нет. Но я вполне допускаю, что это из разряда вещей, которые поднимаются с общей... как бы это... культурностью.

Date: 2008-01-28 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] weaverine.livejournal.com
Думаю, надо создать позитивный имидж положительному варианту, подкрепленный материальной отвественностью.
Или вводить насильно и строго следить за исполнением (а потом будет как в анекдоте с обезьянами и холодной водой).

Date: 2008-01-28 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] angerona.livejournal.com
иногда "хорошее" равновесие наступает, когда жизнь улучшается, и уменьшается цена чего-то: скажем если цветочки стоят копейки, то их пойдут и купят, а не будут выкапывать.

Иногда -- как цепная реакция, когда некоторые люди начинают себя вести, как будто уже хорошее равновесие. В том иидея,чтоб учить новые поколения, что мол равновесие уже хорошее, давайте поступайте так. И, глядишь, оно так и получится.

Date: 2008-01-28 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] rkatsyv.livejournal.com
Вообщем нужна критическая масса "believers", которые будут делать "хорошо" несмотря на то что все делают "плохо". И тогда обыкновенные люди, которых подавляющее большинство и которые делают так как все, как принято, станут сами так поступать и учить этому своих детей. Пока не появиться критическая масса "unbelievers" которые будут делать "плохо" несмотря на то что все делают "хорошо" :)

Date: 2008-01-29 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] irene221b.livejournal.com
Больше всего похоже на правду.

Date: 2008-01-28 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] gerberga.livejournal.com
У нас на дворе этим летом произошло сперва скатывание от плохого к худшему, а вслед за тем - восхождение к тому самому хорошему равновесию.
Двор был сильно запущен,утыкан гаражами-ракушками, замусоренный, с вытоптанными напрочь газонами все. как полагается. Все были недовольны. но по сути нчиего не менялось - хотя когда по весне некий неизвестный товарищ высадил на уголке бывшего газона нарциссы. их отчего-то никто обрывать не стал.

Летом началась кампания по сносу ракушек. Сломали их за один день, а обломки вывозили довольно долго. И зато время, пока повсюду еще возвышались груды обломков, двор превратился во что-то страшное, так что прежнее его состояние всем показалось почти что раем: откуда-то сразу нарисовалась компания алкашей, соорудившая себе из подручного материала столик и сиденья, повсюду валялся мусор, который, видимо, народ в массовом порядке ленился донести до помойки...
Но затем обломки убрали и принялись за облагораживание двора. Завезли кучи черной земли. и толпа принанятых старшеклассников начала эту землю рассыпать и разравнивать - и пока они этим занимались, жильцам неловко было топать по газонам и бросать мусор, где ни попадя. А потом, видимо, просто не хотелось топать по черной земле, пачкая обувь. А потом вместо черной земли образовался свежий зеленый газончик, т.к. земля была уже с семенами. И эта красота и чистота продержалась у нас до самой зимы.

Мне сложно судить обо всех причинах. но, кажется, как в окончательном нарушении, так и восстановлении равновесия важно, чтобы привычный порядок был чем-то нарушен. И чтобы сразу же вслед за этим сложились условия для привыкания к иным порядкам. Т.е, у нас сыграло свою роль не только облагораживание двора. но и то. что в процессе него жильцы некоторое время не могли топать по газону, как раньше. Да и перед работящими подростками было неловко.

Интересно мне теперь, что будет весной. Сейчас-то все, конечно, ходят по сугробам поверх газона...


Date: 2008-01-28 09:20 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Тема очень интересная. И очень модная, сейчас народ вовсю моделирует влияние психологических факторов на поведение людей как во всяких социальных науках, так и в экономике. Я в этом совсем не специалист, так слышал что-то. Основной пример-парадокс на эту тему - о том, как все скатываются в "плохое равновесие" - так называемая дилемма узника, Вы как раз это и описали.

Мне рассказывали про один замечательный эксперимент, который иллюстрирует влияние психологии на экономические отношения в обществе. В стиле анекдота: поймал мужик золотую рыбку, а она ему и говорит: "Я исполню одно твое желание, но чтоб ты не загадал, твоей теще будет в два раза больше". Мужик подумал и говорит: "выколи мне глаз, золотая рыбка".

Доказывается этот тезис так.
Двух человек сажают в соседние комнаты. Одному из них (будем звать его "первый") дают сто долларов ("второй" это тоже знает) со следующим условием. Он должен предложить "второму" часть этой суммы. Если "второй" соглашается ее взять (поделив 100 долларов так, как предложил "первый"), сделка считается состоявшейся. Если же "второй" посчитал, что "первый" хочет поделить деньги несправедливо, и отказывается взять деньги, то организаторы берут 100 долларов назад. Если отбросить психологические причины (и руководствоваться тезисом о том, что экономические процессы определяются только возможной прибылью) , то, очевидно, что второй должен брать любую сумму. Но не тут то было. Если я правильно помню, уже 20 долларов брали единицы, а 10 не брал практически никто. Прямо по анекдоту.

Date: 2008-01-29 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] irene221b.livejournal.com
Про доллары зависит от того, повторяющийся эксперимент или нет. Если одноразовый, то может и стоит брать, что дают.
А если повторяющийся, то отказавшись один раз, можно надеяться чему-то научить "первого".

Date: 2008-01-29 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Ага, я играл в похожую игру: в Иерусалиме на физике есть один мужик, который как раз занимается такими вещами. На его курсе мы и играли в нечто похожее, проверяли разные стратегии на длинные серии экспериментов. Там есть еще проблема в том, что если серия экспериментов - конечна (например, играем 50 раз), то, даже если удалось скооперироваться в начале, ближе к концу опять есть желание надуть напарника. Поэтому лучше, чтобы играющим не было заранее известно, когда заканчивается игра. Но, по-моему, Вы и так все это знаете, Вы что-то учили на эту тему?

Date: 2008-01-29 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] irene221b.livejournal.com
Учить-то учила, курс теории игр в рамках степени по экономике, но мало что помню. :-)

Кстати, еще вчера размышляла, что от классической дилеммы заключенного есть принципиальное отличие - массовость и анонимность игры типа "вежливость на дорогах". "Воспитывать" конкретного оппонента бесполезно, есть шанс больше с ним никогда не встретиться в рамках игры.

Date: 2008-01-29 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Согласен, конечно. То есть получается набор независимых игр с разными оппонентами. (Почти. Потому что по израильской статистике, если кому вдруг уступили дорогу, то один два раза после этого он тоже уступит, а потом хорошее забудется, и он опять начнет подрезать и бибикать :) )

На мой взгляд, есть две стратегии для того, чтобы перейти из "плохого конфликтного равновесия" в "кооперативное равновесие".
Первое - это менять окружающую среду.
Второе - это менять мораль общества.

Первое:
Вот, скажем, я иду по улице, доедаю мороженное, хочу выкинуть бумажку, а урны (конечно же) нет. Как я буду себя вести? Если я совершенно отвратительный тип, я не задумываясь кину ее на тротуар. Если я чудо как хорош, то я буду ее нести (пока не посинею) до ближайшей урны. Но я как раз по середине. Поэтому, если улица чистая, я (скрепя сердце) донесу бумажку до урны, а если улица и так завалена мусором, что ж - моя бумажка сильно не изменит ситуацию. Поэтому, улицы надо убирать.

Второе:
Промывка мозгов. С младшего школьного возраста. По телевизору и радио. В школах и по интернету. С упором на "у нас - так принято". Всегда помогает, народ - внушаем. Наши люди в булочную на такси не ездят.

И постепенно, постепенно, может быть, можно что-то сделать.

Profile

irene221b: (Default)
irene221b

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28 293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 12th, 2026 12:59 am
Powered by Dreamwidth Studios